Как выбрать электрогитару

 

Как правильно и по каким характеристикам выбрать электрогитару? В этой статье мы рассмотрим такую деталь гитары, которая, как многие считают, имеет наибольшее влияние на характер или, как говорят, тон звучания. Для большинства людей тон звучания является главным фактором при выборе гитары. Мы говорим, конечно, о материале, из которого изготовлена дека гитары. Материал деки влияет на общее звучание гитары. Здесь мы рассмотрим электрические цельнокорпусные гитары.

 

Крепление грифа.

Многие исполнители имеют представление о том, как может звучать конкретное дерево, но следует принять во внимание, что материал деки не самый решающий фактор в звучании гитары, так как оно складывается под влиянием всех частей инструмента. Материал деки имеет различное влияния на тон гитары в зависимости от способа крепления грифа к деке. Для простоты мы рассмотрим наиболее распространенные способы крепления: болтовое крепление грифа; вклеенный гриф; сквозной гриф.

Болтовое крепление грифа.

Гитары с болтовым креплением имеют деку, соединенную с грифом металлическими болтами, проходящими через деку в основание грифа. Это позволяет менять гриф или деку в случае, если вы запланировали выбросить гитару в толпу или разбить её на сцене.

Вклеенный гриф.

Гриф приклеен к деке, так что они неизменно вместе. Отсоединение вклеенного грифа намного более трудная процедура, чем болтового.

Сквозной гриф.

Вклеенный гриф
Вклеенный гриф.
Это выполненная из одного куска дерева гитара или из двух или более ламинированных вместе кусков дерева, которые проходят от головы грифа через всю деку, где к грифу по сторонам приклеены, так называемые «крылья»,  которые и создают форму деки. Чтобы отремонтировать гитару со сквозным грифом требуется значительное мастерство и опыт. 

Когда вы решаете, какое хотите получить от вашей гитары звучание, вам следует знать, насколько каждая часть гитары влияет на общее звучание инструмента. Важно точно знать, что именного вы ищите с точки зрения звучания. Принятие решения о нужном звучании повлияет на выбор оборудования. Существуют данные о том как материал деки влияет на общее звучание гитары в зависимости от типа крепления грифа:

Для гитар с болтовыми грифами, таких как Telecaster и Stratocaster дека составит около 25% общего (совокупного) звучания. Это может показаться довольно малым, но вспомните, как много других факторов влияет    на звучание вашей гитары.

Для гитар с вклеенным грифом, таких как Les Paul или Explorer дека составит примерно 30-30% общего тона звучания.

«Крылья» гитары со сквозным грифом, которые создают форму деки  составят около 10-15% тона.


Влияние древесины на звук гитары.

Как влияет материал (древесина) деки на звук гитары? Ниже показаны основные материалы для деки и как они звучат:

Ольха (Alder)

Оригинальный стратовский звук! Популярен среди исполнителей от SRV до Eric Johnson и Yngwie Malmsteen. Ольха особенно не акцентирует какие-либо определенные области тонального спектра. Благодаря одинаковому уровню в области высоких, средних и низких частот, это дерево великолепно для всех жанров музыки. Хорошо работает в  blues/rock, jazz, country и, даже, в metal. Среднее по весу. Очень долговечное.

Ясень (Ash)

Это дерево наиболее распространено в старых 50-х гг Strat и кантри-Tele. Наиболее распространенным вариантом является северный твердый ясень, который очень тяжелый и имеет прекрасный сустейн и очень яркий тон. Другой вариант – это южный болотный ясень, который гораздо легче. Этот вариант имеет очень плотный бас и отличный блеск в верхней середине и в области высоких а также спад в среднем диапазоне, что делает его подходящим для получения полноценного «фанкового» тона.

Красное дерево (Mahogany)

Наиболее распространено в Les PauL, SG и в любой другой гитаре от Gibson. Отметим его огромный плотный низ и очень нежный верх, жирный презенс на средних, делающий его великолепным для соло партий и для низких партий блюза, а также для некоторых случаях для metal. Он может  быть грязным из-за наличия слишком много баса, так что будьте внимательны при выборе верхнего дерева (top) и звукоснимателей. Кленовый топ прояснит бас и даст ему ясные верха. Красное дерево и кленовый топ самая распространенная конфигурация гитары на сегодня.

Липа (Basswood)

Это дерево очень легкое, но также и очень мягкое. Создано для великолепного shred-тона. Липа очень яркая в миксе при исполнении живым звуком, но может провалиться и иметь мутный бас. Лучше всего работает с кленовым топом. Некоторые гитарные производители считают липу с кленовым топом Граалем гитарного звука.

Тополь (Poplar)

Почти во всем одинаков с ольхой за исключением весовой категории и немного больше щечка. Тополь является деревом прекрасного тона, который упускается из виду многими изготовителями из-за его низкой стоимости. Parker Guitars использует его для своих моделей Fly Deluxe уже несколько лет.

Теперь немного экзотики.

Грецкий орех (Walnut)

Используется для топов некоторых дорогих экзотических гитар, но также работает хорошо как дерево для деки. Обеспечивает очень плотный низ, яркие верхи и убийственный презенс, который прорезается и звучит ярко. Грецкий орех очень тяжелый, но всегда выглядит эстетично.

Гавайское красное дерево (Koa)

set-neck
Fender Koa Stratocaster.

Очень похоже на красное дерево, за исключением более ярких верхних частот. Очень редкое дерево, так как растет только на Гавайях. Звучит необыкновенно при любом выборе датчиков, имеет средний вес. Наиболее красиво выглядит дерево со светлыми и коричневыми волнами на поверхности. Сногсшибательно звучит с хэмбэкерами.

Korina/Limba

Представьте красное дерево и клен, соединенные вместе. Это даст плотный  звук красного дерева без потери баса и больше присутствия в средне верхнем диапазоне, который действительно звучит. Обеспечивает очень быструю атаку, хорошо работает с любым типом звукоснимателей. Идет в двух вариантах: черное/полосатое или белое. Выглядит превосходно с натуральной отделкой, использовалось в некоторых «диких» гитарах Gibson в прошлом. Восстанавливает популярность, но все еще относительно малоизвестно. Не лучший выбор, если ищете Strat или Tele тон.

 

set-neck
Dean USA 84 Modern Zebrawood.

Существует небольшая группа другой древесины, которая хороша для гитар и также будет хороша как топ-дерево. Среди них «Зебровое» (Zebrawood) дерево, Бубинго, Венге, Lacewood, Палисандр, Ель,  Падук, все сорта клена. Большинство из них имеют более яркие верхи или нейтральное влияние и в основном используется для красоты.

Chambering.

У многих производителей распространена такая техника как выборка полости (chambering). Это когда берут гитару с топом (top) и вырезают некоторые полости внутри деки (body). Это, в сущности, делает корпус полым, не делая полым звук. В результате могут немного уменьшиться низкие частоты, но общее звучание станет более открытым и воздушным. Такая техника великолепно подойдет для джаза и индии, где нужен очень натуральный тон.


Комбинации материала (древесины) деки и типов звукоснимателей.

Какие датчики с каким деревом использавать? Ниже рассмотрено несколько очень популярных комбинаций, которые вы использовать в зависимости от стиля игры:

Джаз: Дека из красного дерева с полостями (chambering) с кленовым топом и хамбэкеры с низким уровнем сигнала или P90.

Блюз/Классический рок: Ольха/Ясень  с синглами низкого или среднего уровня; Красное дерево/Красное дерево с кленовым топом и хэмбэкеры с низким уровнем или P90.

Фанк: Ясень/Тополь дека с катушечными синглами (single coils)/датчиками типа «губная помада» (lipstick tubes)/датчиками Filtertrons.

Хард-рок: Красное дерево/Красное дерево с кленовым топом и среднего/высокого уровня хэмбэкеры.

Металл: Ольха, Липа, Липа с кленом, Красное дерево с Кленом с хэмбэкером  среднего/высокого уровня или катушечными синглами (single coins).

 

Еще кое-что из оригинальных комбинаций, которые, возможно, захотите попробовать:

Stratocaster со звукоснимателями типа lipstick tubes
Stratocaster со звукоснимателями типа "lipstick tubes" (губная помада).

 

Цельное (solid) Гавайское красное дерево c хэмбэкерами – Все стили;

Chambered Korina с P90 - Все кроме металла;

Solid Korina с хэмбэкерами - Все кроме фанка

Полый или цельный грецкий орех с низкоуровневыми датчиками - Все стили;

Ольха с кленом и хэмбэкеры - оригинальный PRS-звук;

Липа/Клен с HSS-конфигурацией датчиков - Все стили;

Полый Ясень с любыми датчиками - Инди рок.

 

Помните, что материал деки – важная составляющая гитарного тона,  но не самая важная для гитарного звука в целом. Самое важное - гриф и способ его крепления. Так что, прогуливаясь в местный гитарный магазин, помните, что дерево деки важно, но не так важно как гриф.

 

Исходный текст: Pasquale Campolattano

Перейти к оригиналу статьи.

 

JapanGuitar © 2017